Top.Mail.Ru
Могли ли преподаватели из-за рубежа дать качественное образование?

Тексты сайта переведены Google, возможны ошибки!

Могли ли преподаватели из-за рубежа дать качественное образование?

11:30 / 08.07.2024 5.94k
Известно, что в качестве иностранного языка в школах наиболее часто преподается английский язык. В настоящее время английский язык преподается в 9 924 общеобразовательных школах (6 миллионов 98 тысяч 862 ученика), немецкий язык - в 901 школе (2 миллиона 661 ученик), французский язык - в 581 школе (133 тысячи 475 учеников).

Как известно, с 2023 года в образовательные учреждения были привлечены более 500 иностранных педагогов для преподавания английского, немецкого и французского языков в качестве "носителей языка." С этого года планируется привлечь еще 1500 "языковедов."

Они должны были проводить занятия для старшеклассников на основе учебников и программ издательства Cambridge University Press (Великобритания), Didier (Франция), KLETT (Федеративная Республика Германия).

Вовлечение "языковедов" в образовательный процесс определено в Государственной стратегии Узбекистана до 2030 года, в соответствии с которой предусматривается привлечение в образовательные организации ежегодно 500 иностранных специалистов - "языковедов."

Так смогли ли "носители языка" дать детям качественное образование?

Конечно, конкретная статистика о том, в какой степени привлечение "языковедов" в образовательные учреждения оказало положительное влияние на качество образования, не публиковалась или мы не слышали.

Однако, по мнению некоторых педагогов школ, в которых были задействованы "носители языка," положительное влияние этой практики на качество образования было незначительным. Большинство педагогов высказывали мнение, что дети плохо понимают их "язык," а в некоторых случаях приходится закреплять за ними помощника.

Разумеется, вышеизложенное - простая мысль. Но привлечение "носителей языка" в школы нам не обходится дешево. Поэтому мы должны точно измерять, насколько полезна нам эта практика.

Сколько зарплат и льгот обещали "носителям языка"?

Трудно было найти в открытых источниках информацию о том, сколько платят учителям, привлекаемым из-за рубежа. На сайте ish.uzedu.uz, принадлежащем Министерству дошкольного и школьного образования, также не размещена информация о заработной плате и льготах.

Однако в одной из статей, опубликованных uzdiplomat.uz, говорится, что иностранному преподавателю будет выплачено 4200 долларов США. Также в одном из объявлений, размещенных на сайте teachaway.com, иностранным преподавателям президентских школ предлагается ежемесячная заработная плата в размере $4210.

Это означает, что "носителям языка," привлекаемым в обычные школы, также предлагалась зарплата в размере не ниже вышеуказанной зарплаты. Потому что "языковеды," приезжающие из-за рубежа, не получат зарплату в размере 1000 долларов, которой не хватает узбекским учителям уже несколько лет.

Мы также можем видеть, что во многих источниках иностранным учителям предоставлены некоторые льготы. Например, в одном из объявлений Министерства дошкольного и школьного образования об приглашении на работу иностранных учителей английского языка можно увидеть, что им, помимо зарплаты, обещали возместить расходы на получение авиабилета в оба конца, жилье, визы и медицинскую страховку.

Мы побывали в некоторых школах, где были привлечены "носители языка," и спросили узбекистанских коллег об иностранных учителях.

"Языковеды" свободны от бюрократии, проводят только уроки, не проводят мероприятия, как узбекские учителя, не подписываются на журналы и газеты, не вынуждены выполнять нелепые задания сверху, никто не может заказать работу. "Ремонт" не заставляет задуматься. Никто их не понимает, и они никого не понимают.

Самое интересное, что дети тоже не понимают их язык. Потому что дети еще плохо понимают иностранный язык, мы должны признать это. А "носителю языка" не интересно, понимает ли ребенок, насколько он усвоил урок. Пусть только пройдет урок...

А самое обидное - мы, учителя из Узбекистана, убираем классы, где они учатся. Как я уже говорил выше, он только приходит и проходит урок, в готовом помещении," - говорит один из учителей, работающих в школе, куда привлечены "носители языка."

Научно ли обосновано, что "носители языка" лучше преподают?

Эксперт по образованию Комил Джалилов проанализировал эту тему, основываясь на некоторых исследованиях, проведенных в зарубежных странах:

"В одном исследовании, проведенном в Турции, автор пришел к выводу, что учителя, являющиеся "языконосцами," положительно влияют на отношение и мотивацию учащихся к изучению языка.

В то же время, поскольку "носители языка" в основном работают в частных школах, исследователь сравнил частные школы, в которых работают "носители языка," и государственные школы, в которых нет таких учителей, и пришел к выводу, что учащиеся государственных школ достигают меньше успехов, чем учащиеся частных школ, хотя их мотивация выше. Это показывает, что и другие факторы (например, разница между условиями в школах) играют важную роль в успехе учащегося.

Другой британский исследователь, проанализировав различные факторы, влияющие на изучение языка, приходит к выводу, что "цель обучения иностранному языку - не подражание носителю языка," что учителя, не владеющие языком, имеют свои сильные стороны (например, возможность учитывать влияние родного языка на изучаемый язык). Американский исследователь в своей статье делает вывод о том, что следует отказаться от мифа о превосходстве "владельца языка."

Как бы то ни было, если вместо популистского подхода к распределению ограниченных ресурсов проанализировать цель образования (надо ли нам только учащихся, владеющих английским языком? а другие предметы?), первичные факторы, влияющие на качество образования (без туалета, библиотеки, если мы возьмем иностранного учителя английского языка за такую-то сумму в школы, которые учатся в две смены, насколько повысится качество образования?) и подойти к нему с научной точки зрения.

Сколько получают учителя из Узбекистана?

По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, в 2024 году учителя из Узбекистана занимали самые низкие позиции по месячной заработной плате, их средняя заработная плата составила 3 миллиона 434 тысячи сумов.

По данным на 2023 год, количество учителей с зарплатой более 6 млн сумов составило 25 тысяч 697 человек. При этом количество учителей, получающих зарплату от 6 до 10 миллионов сумов, составит 23 тысячи, а получающих зарплату свыше 10 миллионов сумов - 1 тысячу. Еще около 2 тысяч учителей получили дополнительные надбавки из фонда министра. (2023 г.)

Вышеуказанные показатели составляют 5% от общего числа учителей. То есть остальные 95% преподавателей могут получать минимальную зарплату, которую предусматривает Агентство статистики.

Ежемесячная заработная плата учителей по категориям установлена следующим образом:

  • учителя со средним специальным образованием - 2 млн 756 тыс. 194 сумов;

  • преподаватель с высшим образованием - 2 млн 948 тысяч 543 сумов;

  • учителя второй категории - 3 млн 301 тыс. 055 сумов;

  • учителя первой категории - 3 млн 678 тысяч 381 сум;

  • преподаватель высшей категории - 4 млн 064 тыс. 865 сумов.

Если учитель иностранного языка высшей категории получает 40% надбавки за счет фонда директора и 50% за получение международного сертификата, он может получить заработную плату в размере 8 млн 500 тысяч сумов. У учителей из Узбекистана нет дополнительных льгот.

Естественно, это не повысит привлекательность. Если бы мы могли дать хотя бы половину высоких зарплат и льгот, которые мы обещаем "языковым владельцам," чтобы привлечь потенциальных педагогов, желающих работать в образовательных учреждениях, то, возможно, смогли бы повысить качество образования и без "языковых владельцев."

Несколько непонятно, как приглашать на работу иностранных преподавателей и давать им зарплаты и льготы, которые не даются нашим.

На самом деле и у нас очень много талантливых, образованных учителей. Только они не хотят работать в школе на ту зарплату и условия, которые мы им сейчас даем. Если бы эти возможности были предоставлены учителям из Узбекистана, они могли бы дать лучшие результаты, чем "носители языка."

Подводя итог, мы еще раз подчеркнем то, что говорилось выше: необходимо публиковать точные статистические и аналитические данные о том, в какой степени привлечение "носителей языка" в школы оказало положительное влияние на качество образования.

Комментарии 5

Показать больше
Для комментирования зарегистрируйтесь!

Теги

  • Иностранный язык
  • Носители языка

Поделиться