Закон Республики Узбекистан
О статусе педагога
Принят
Законодательной палатой 1 августа 2023 года
Одобрен
Сенатом 29 сентября 2023 года
Статья 1. Законодательство о статусе педагога
Законодательство
о статусе педагога состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если
международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о статусе
педагога, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий
Закон устанавливает права, обязанности и основные гарантии деятельности
педагогов.
Действие
настоящего Закона распространяется на педагогов государственных и
негосударственных образовательных организаций (далее — образовательные
организации), осуществляющих свою деятельность на территории Республики
Узбекистан.
Действие
частей третьей и четвертой статьи 5, части первой статьи 13, частей третьей и одиннадцатой статьи 14 настоящего Закона
не распространяется на лиц, занимающихся педагогической деятельностью вне
основной рабочей деятельности, и на военнослужащих, занимающихся педагогической
деятельностью в военно-образовательных учреждениях.
Статья 3. Статус педагога
Педагогом
является физическое лицо, осуществляющее в образовательной организации
профессиональную деятельность в сфере образования и воспитания на основании
трудового договора, заключенного в соответствии с актами законодательства, и
имеющее соответствующее образование, профессиональную подготовку и
духовно-нравственные качества.
В
Республике Узбекистан признается статус педагога. Для ведения педагогами своей
профессиональной деятельности создаются организационно-правовые условия,
обеспечивается их социальная защита и предоставляются гарантии реализации их
прав.
Права,
честь, достоинство и деловая репутация педагога находятся под защитой
государства.
Перечень
должностей, связанных с педагогической деятельностью, определяется
соответственно Министерством дошкольного и школьного образования и
Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан.
Требования
к профессиональному уровню педагога, работающему в системе образования,
определяются Классификатором основных должностей служащих и профессий рабочих и
профессиональными стандартами педагога.
Если
иное не предусмотрено законодательством, лицам без высшего педагогического
образования может быть предоставлено право заниматься педагогической
деятельностью в образовательных организациях после прохождения курсов
переподготовки.
При
необходимости профессиональные образовательные организации могут привлекать для
проведения практических и дополнительных занятий мастеров производственного
обучения, а также других специалистов без высшего образования, имеющих
соответствующие знания и практические навыки.
Мастера
производственного обучения вправе заниматься педагогической деятельностью в
профессиональных образовательных организациях без прохождения курсов
переподготовки.
Статья 4. Наставничество
За
лицом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в общей средней
образовательной организации, на период одного учебного года закрепляется
опытный педагог для осуществления наставничества.
За
осуществление наставничества к базовому должностному окладу педагога может
осуществляться доплата.
Требования,
предъявляемые к педагогу, осуществляющему наставничество, и порядок организации
его деятельности определяются актами законодательства.
Статья 5. Обеспечение осуществления профессиональной деятельности
педагога
На
основании трудового законодательства Республики Узбекистан работодатель создает
необходимые условия для осуществления педагогом своей профессиональной
деятельности.
Запрещается:
вмешательство
в профессиональную деятельность педагога, необоснованная проверка его
деятельности, влияние на правильную и объективную оценку педагогом знаний
обучающихся, а также воспрепятствование выполнению им своих служебных
обязанностей;
привлечение
педагога к работам, не связанным с его профессиональной деятельностью, в том
числе к благоустройству территорий и сельскохозяйственным работам;
требование
от педагога формирования и предоставления отчетов и иных сведений, не
относящихся к его профессиональным обязанностям, в том числе сведений о
налогах, коммунальных платежах, кредитах и иных задолженностях населения,
отчетов об обеспечении занятости выпускников;
привлечение
педагога к работам по учету не трудоустроенных, не охваченных образованием и
состоящим на профилактическом учете несовершеннолетних, и оказанию содействия в
их социальной адаптации;
принуждение
педагога к приобретению товаров и услуг, в том числе удержание средств за
товары и услуги из заработной платы педагога без его письменного согласия.
Педагоги,
осуществляющие деятельность в государственных общих средних, средних
специальных и профессиональных образовательных организациях, бесплатно
обеспечиваются за счет государства учебными пособиями.
Педагоги,
осуществляющие деятельность в государственных образовательных организациях,
бесплатно обеспечиваются за счет государства первичными учебно-методическими
материалами и ученическими принадлежностями, используемыми в образовательном
процессе.
Привлечение
педагога к мероприятиям, не связанным с его профессиональной деятельностью, но
имеющим политическую и социальную значимость (участие в процессах организации и
проведения выборов, выполнение функций наблюдателя за аудиторией на тестовых
испытаниях, содействие в проведении переписи населения, участие в качестве
эксперта в процессах проверки и аттестации организаций образования и другие),
осуществляется с его согласия, на основании заключенного с ним договора, за
дополнительную плату, в свободное от работы время или с сохранением средней
заработной платы по месту работы.
Административное
принуждение к труду педагога в какой-либо форме, а также незаконное
вмешательство в профессиональную деятельность педагога либо воспрепятствование
выполнению им своих служебных обязанностей влекут ответственность в порядке,
установленном законом.
Статья 6. Права педагога
Педагог
при осуществлении своей профессиональной деятельности имеет право на:
свободу
выбора и использования современных педагогических технологий, средств и методов
обучения и воспитания;
разработку
и внедрение в установленном порядке авторских программ и методики обучения,
проявление творческой активности, а также на использование соответствующих
учебных дисциплин, курсов и модулей;
требование
создания необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;
бесплатное
пользование услугами государственных информационно-ресурсных и
информационно-библиотечных центров учебных, научных и методических направлений;
принятие
участия в процессе разработки государственных образовательных стандартов,
государственных образовательных требований, квалификационных требований,
учебных планов и учебных программ;
осуществление
научной, исследовательской и творческой деятельности, участие в
опытно-испытательной деятельности, разработку и внедрение инноваций;
творческий
отпуск в соответствии с актами законодательства;
участие
в управлении образовательной организацией, а также в обсуждении вопросов,
связанных с деятельностью образовательной организации;
объединение
и участие в общественных объединениях педагогов для представления и защиты
своих профессиональных прав и интересов;
защиту
от неправомерного вмешательства в свою профессиональную деятельность;
самостоятельную
оценку знаний обучающихся в закрепленном за ним классе (группе, курсе) в период
педагогической деятельности;
требование
уважительного отношения к профессии педагога со стороны обучающихся и их
родителей (законных представителей);
бесплатное
прохождение обязательного медицинского осмотра в государственных учреждениях
здравоохранение (для государственных образовательных организаций);
участие
в защите прав и законных интересов обучающихся.
Педагог
может иметь и иные права в соответствии с актами законодательства.
Педагог
освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым
заявлением для защиты своей чести, достоинства и деловой репутации, а также при
обжаловании неправомерных решений государственных органов, действий
(бездействий) их должностных лиц, нарушающих его права при осуществлении им
своей профессиональной деятельности.
В
случае совершения правонарушения, связанного с незаконным вмешательством в
профессиональную деятельность педагога образовательной организации либо
воспрепятствованием выполнению им служебных обязанностей, педагог вправе
непосредственно обратиться в суд без составления протокола об административном
правонарушении, указав в своем заявлении личность правонарушителя, сведения о
месте, времени совершения административного правонарушения и его сущности, а
также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Статья 7. Обязанности педагога
При
осуществлении своей профессиональной деятельности педагог обязан:
уважать
честь, достоинство и деловую репутацию участников
образовательно-воспитательного процесса;
качественно
проводить учебные занятия в соответствии с учебными программами и
государственными образовательными стандартами;
принимать
необходимые меры для повышения уровня знаний обучающихся во время учебных
занятий;
использовать
информационно-коммуникационные технологии, передовые и инновационные формы и
методы обучения и воспитания;
учитывать
психологические и индивидуальные особенности, физическое и психическое
здоровье, физиологическое развитие обучающихся, уделять внимание созданию
условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями и не
дискриминировать их;
проводить
образовательно-воспитательную работу с несовершеннолетними обучающимися в
сотрудничестве с их родителями или иными законными представителями;
систематически
повышать свою квалификацию, проходить периодическую аттестацию на соответствие
занимаемой должности;
соблюдать
устав и (или) иные учредительные документы, правила внутреннего трудового
распорядка образовательной организации и правила педагогической этики;
своевременно
проходить обязательный медицинский осмотр.
На
педагога могут быть возложены и другие обязанности в соответствии с актами
законодательства.
Статья 8. Правила педагогической этики
Правила
педагогической этики состоят из свода правил, которые должен соблюдать педагог
при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Правила
педагогической этики для образовательных организаций разрабатываются и
утверждаются в установленном порядке соответственно Министерством дошкольного и
школьного образования и Министерством высшего образования, науки и инноваций
Республики Узбекистан.
Знание
и соблюдение правил педагогической этики является критерием, определяющим
показатели качества выполнения педагогом своих профессиональных обязанностей и
его трудовую дисциплину.
Нарушение
правил педагогической этики педагогом является основанием для привлечения его к
дисциплинарной ответственности на основании трудового законодательства.
Статья 9. Подготовка педагогов
Подготовка
педагогов осуществляется высшими образовательными организациями. В случаях,
предусмотренных актами законодательства, подготовка педагогов может
осуществляться также профессиональными образовательными организациями.
Прием
на учебу учащихся и студентов в профессиональные и высшие образовательные
организации по направлению и специальности педагогического образования
осуществляется на основе государственного гранта и платного контракта.
При
формировании государственного заказа на прием на учебу в государственные высшие
образовательные организации могут быть выделены целевые показатели приема на
основе государственных грантов для регионов с высокой потребностью в
педагогических кадрах с высшим образованием.
Статья 10. Переподготовка и повышение квалификации педагогов
Переподготовка
педагогов осуществляется с целью предоставления возможности овладения ими
дополнительными профессиональными знаниями, квалификацией и навыками и
осуществления трудовой деятельности в соответствии с их базовой специальностью
и профессией.
Повышение
квалификации педагогов осуществляется с целью предоставления возможности
углубления и обновления своих профессиональных знаний, квалификаций и навыков,
а также повышения категории (должности).
Деятельность
по переподготовке и повышению квалификации педагогов осуществляется
образовательными организациями по переподготовке и повышению квалификации
кадров (институтом, центром, факультетом и другими).
Формы
и сроки переподготовки и повышения квалификации педагогов определяются
соответствующими государственными образовательными требованиями.
В
процессе переподготовки и повышения квалификации педагог кроме своих
профессиональных предметов может добровольно осваивать дополнительные предметы
(иностранный язык, информационные технологии, социально-гуманитарные науки и
другие).
При
изменении учебного плана и учебной программы (введение нового предмета или
исключении действующего предмета) переподготовка педагогов государственных
образовательных организаций по новому родственному предмету осуществляется за
счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Расходы
на повышение квалификации педагогов государственных образовательных организаций
в определенные сроки и объеме покрываются за счет средств Государственного
бюджета Республики Узбекистан.
Повышение
квалификации педагогов негосударственных образовательных организаций
осуществляется в порядке, установленном работодателем.
Статья 11. Аттестация и квалификационные категории педагогов
Педагоги
государственных дошкольных, общих средних, средних специальных,
профессиональных и внешкольных образовательных организаций проходят аттестацию
в порядке, установленном актами законодательства и по ее итогам могут получить
соответствующие квалификационные категории.
Порядок
прохождения аттестации педагогов и присвоения им квалификационных категорий
определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 12. Оплата труда педагога
Ежемесячная
заработная плата педагога исчисляется с учетом образования, базовой тарифной
ставки по квалификационной категории (должности), ученой степени, ученого
звания, государственных наград и надбавок, установленных актами
законодательства.
Педагогам
государственных образовательных организаций в соответствии с актами
законодательства могут выплачиваться надбавки и компенсации за счет бюджетных и
внебюджетных средств.
Порядок
оплаты труда педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в
негосударственной образовательной организации, определяется учредителями или
уполномоченными лицами этой организации.
Статья 13. Вознаграждение педагогов
В
соответствии с Законом Республики
Узбекистан «О государственных наградах» педагоги могут быть представлены к
награждению государственными наградами, в частности, почетными званиями «Ўзбекистон
Республикаси халқ ўқитувчиси», «Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган
ёшлар мураббийси» и «Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган халқ таълими
ходими» и другими государственными наградами за достижение высоких результатов
в профессиональной деятельности.
Педагогам,
подготовившим победителей международных и республиканских олимпиад,
выплачиваются премиальные в размерах, установленных актами законодательства.
Педагогам
государственных образовательных организаций в соответствии с действующим
законодательством могут назначаться иные виды материального стимулирования за
счет бюджетных и внебюджетных средств.
В
негосударственных образовательных организациях доплаты и надбавки, имеющие
стимулирующий характер, ежемесячно начисляемые к должностному окладу педагога,
определяются учредителями или уполномоченными лицами этих организаций.
Статья 14. Социальная защита педагогов
Социальная
защита педагогов образовательных организаций гарантируется государством.
Для
педагогов образовательных организаций устанавливается сокращенное рабочее
время.
Педагогам
государственных образовательных организаций гарантируется оплачиваемый
ежегодный основной удлиненный трудовой отпуск с предельной продолжительностью
до пятидесяти шести календарных дней.
Точная
продолжительность сокращенного рабочего времени и ежегодного основного
удлиненного трудового отпуска пропорционально категориям (должностям) педагогов
определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Педагогам
с высшим образованием, привлекаемым из других регионов в образовательные
организации, расположенные в отдаленных районах республики, выплачивается
единовременная первоначальная денежная помощь и ежемесячная денежная
компенсация за аренду (наем) жилья в соответствии с актами законодательства.
Льготы
педагогам, работающим в отдаленных районах республики и в специализированных
образовательных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями,
определяются в соответствии с актами законодательства.
Дополнительные
меры и гарантии социальной защиты помимо настоящего Закона могут быть установлены
иными законодательными актами, правовыми актами о труде, а также трудовыми
договорами, заключаемыми между работником и работодателем.
Дети
педагогов принимаются в государственные дошкольные образовательные организации
на льготных основаниях.
Органы
государственной власти на местах могут принимать меры по материальному и
социальному поощрению педагогов за счет дополнительных источников местного
бюджета.
Права
педагогов на охрану здоровья гарантируются государством.
В
период профессиональной деятельности педагога государством обеспечивается
бесплатная профилактическая вакцинация против инфекционных заболеваний,
перечень которых определяется актами законодательства.
Педагоги
государственных дошкольных, общих средних и средних специальных образовательных
организаций и других организаций, непосредственно осуществляющих обучение и
воспитание детей, бесплатно проходят обязательный медицинский осмотр в
государственных учреждениях здравоохранения.
Обязательный
бесплатный медицинский осмотр педагогов государственных образовательных
организаций в государственных учреждениях здравоохранения осуществляется за
счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Организация
обязательного медицинского осмотра педагога возлагается на работодателя.
На
время прохождения обязательного медицинского осмотра педагог освобождается от
работы с сохранением за ним места работы (должности) и средней заработной
платы.
Порядок
прохождения обязательного медицинского осмотра педагогов образовательных
организаций определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
В
негосударственных образовательных организациях порядок прохождения медицинского
осмотра определяется правовыми актами о труде данных организаций, а также
трудовыми договорами, заключаемыми между работником и работодателем с учетом
того, что работники не несут расходов, связанных с его прохождением.
Статья 15. Ограничения на занятие педагогической деятельностью
Следующие
лица не допускаются к занятию педагогической деятельностью:
лица,
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со
вступившим в законную силу приговором суда;
лица,
признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке,
определенном законодательством;
лица,
имеющие заболевания, препятствующие осуществлению педагогической деятельности;
лица,
состоящие на учете в психиатрических или наркологических учреждениях.
Запрещается
принимать на должности, связанные с педагогической деятельностью, лиц, ранее
осужденных за совершение умышленного преступления.
Перечень
заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности,
утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Ограничения
на осуществление трудовой деятельности в системе дошкольного образования и
воспитания определяются Законом Республики
Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании».
Статья 16. Разрешение споров
Споры,
связанные со статусом педагога и его профессиональной деятельностью,
разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о статусе
педагога
Лица,
виновные в нарушении законодательства о статусе педагога, несут ответственность
в установленном порядке.
Статья 18. Внесение дополнений и изменения в некоторые
законодательные акты Республики Узбекистан
1.
Внести в Закон Республики
Узбекистан от 6 января 2020 года № ЗРУ-600 «О государственной пошлине»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 1, ст. 1, № 3,
ст. 201, № 5, ст. 298, № 10, ст. 593, № 12, ст. 691; 2021 г., № 1, ст. 13,
приложение к № 4, № 7, ст. 661, № 8, ст.ст. 800, 803, № 10, ст. 968; 2022 г., №
2, ст. 76, № 3, ст.ст. 214, 216, № 4, ст. 340, № 5, ст.ст. 463, 464, 467, № 12,
ст. 1186; 2023 г., № 2, ст. 103, № 3, ст. 186, № 4, ст.ст. 265, 269, № 6,
ст.ст. 444, 445) следующие дополнения:
1) часть первую
статьи 8 дополнить пунктом 52 следующего содержания:
«52)
педагогические работники — по делам, связанным с защитой их чести, достоинства
и деловой репутации при осуществлении ими профессиональной деятельности»;
2) часть первую
статьи 10 дополнить пунктом 19 следующего содержания:
«19)
педагогические работники — при обжаловании в суд неправомерных решений
государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих
права педагогических работников при осуществлении ими профессиональной
деятельности».
2.
Внести в Закон Республики
Узбекистан от 23 сентября 2020 года № ЗРУ-637 «Об образовании» (Ведомости палат
Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 9, ст. 538; 2021 г., приложение
к № 4; № 10, ст. 968) следующие дополнения и изменение:
1) статью 26
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Запрещается
назначать на руководящие должности уполномоченных государственных органов в
сфере образования и их территориальных подразделений лиц, ранее осужденных за
совершение умышленного преступления»;
2) статью 28
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Запрещается
назначать на руководящие должности образовательных организаций лиц, ранее
осужденных за совершение умышленного преступления»;
3) главу 5
исключить.
Статья 19. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и
значения настоящего Закона
Министерству
высшего образования, науки и инноваций, Министерству дошкольного и школьного
образования Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения
сути и значения настоящего Закона.
Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим
Законом
Кабинету
Министров Республики Узбекистан:
привести
решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить
пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их
нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г.
Ташкент,
1
февраля 2024 г.,
№
ЗРУ-901
(Национальная база данных законодательства, 01.02.2024 г., № 03/24/901/0082)
Закон Республики Узбекистан
О статусе педагога
Принят
Законодательной палатой 1 августа 2023 года
Одобрен
Сенатом 29 сентября 2023 года
Статья 1. Законодательство о статусе педагога
Законодательство
о статусе педагога состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если
международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о статусе
педагога, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий
Закон устанавливает права, обязанности и основные гарантии деятельности
педагогов.
Действие
настоящего Закона распространяется на педагогов государственных и
негосударственных образовательных организаций (далее — образовательные
организации), осуществляющих свою деятельность на территории Республики
Узбекистан.
Действие
частей третьей и четвертой статьи 5, части первой статьи 13, частей третьей и одиннадцатой статьи 14 настоящего Закона
не распространяется на лиц, занимающихся педагогической деятельностью вне
основной рабочей деятельности, и на военнослужащих, занимающихся педагогической
деятельностью в военно-образовательных учреждениях.
Статья 3. Статус педагога
Педагогом
является физическое лицо, осуществляющее в образовательной организации
профессиональную деятельность в сфере образования и воспитания на основании
трудового договора, заключенного в соответствии с актами законодательства, и
имеющее соответствующее образование, профессиональную подготовку и
духовно-нравственные качества.
В
Республике Узбекистан признается статус педагога. Для ведения педагогами своей
профессиональной деятельности создаются организационно-правовые условия,
обеспечивается их социальная защита и предоставляются гарантии реализации их
прав.
Права,
честь, достоинство и деловая репутация педагога находятся под защитой
государства.
Перечень
должностей, связанных с педагогической деятельностью, определяется
соответственно Министерством дошкольного и школьного образования и
Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан.
Требования
к профессиональному уровню педагога, работающему в системе образования,
определяются Классификатором основных должностей служащих и профессий рабочих и
профессиональными стандартами педагога.
Если
иное не предусмотрено законодательством, лицам без высшего педагогического
образования может быть предоставлено право заниматься педагогической
деятельностью в образовательных организациях после прохождения курсов
переподготовки.
При
необходимости профессиональные образовательные организации могут привлекать для
проведения практических и дополнительных занятий мастеров производственного
обучения, а также других специалистов без высшего образования, имеющих
соответствующие знания и практические навыки.
Мастера
производственного обучения вправе заниматься педагогической деятельностью в
профессиональных образовательных организациях без прохождения курсов
переподготовки.
Статья 4. Наставничество
За
лицом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в общей средней
образовательной организации, на период одного учебного года закрепляется
опытный педагог для осуществления наставничества.
За
осуществление наставничества к базовому должностному окладу педагога может
осуществляться доплата.
Требования,
предъявляемые к педагогу, осуществляющему наставничество, и порядок организации
его деятельности определяются актами законодательства.
Статья 5. Обеспечение осуществления профессиональной деятельности
педагога
На
основании трудового законодательства Республики Узбекистан работодатель создает
необходимые условия для осуществления педагогом своей профессиональной
деятельности.
Запрещается:
вмешательство
в профессиональную деятельность педагога, необоснованная проверка его
деятельности, влияние на правильную и объективную оценку педагогом знаний
обучающихся, а также воспрепятствование выполнению им своих служебных
обязанностей;
привлечение
педагога к работам, не связанным с его профессиональной деятельностью, в том
числе к благоустройству территорий и сельскохозяйственным работам;
требование
от педагога формирования и предоставления отчетов и иных сведений, не
относящихся к его профессиональным обязанностям, в том числе сведений о
налогах, коммунальных платежах, кредитах и иных задолженностях населения,
отчетов об обеспечении занятости выпускников;
привлечение
педагога к работам по учету не трудоустроенных, не охваченных образованием и
состоящим на профилактическом учете несовершеннолетних, и оказанию содействия в
их социальной адаптации;
принуждение
педагога к приобретению товаров и услуг, в том числе удержание средств за
товары и услуги из заработной платы педагога без его письменного согласия.
Педагоги,
осуществляющие деятельность в государственных общих средних, средних
специальных и профессиональных образовательных организациях, бесплатно
обеспечиваются за счет государства учебными пособиями.
Педагоги,
осуществляющие деятельность в государственных образовательных организациях,
бесплатно обеспечиваются за счет государства первичными учебно-методическими
материалами и ученическими принадлежностями, используемыми в образовательном
процессе.
Привлечение
педагога к мероприятиям, не связанным с его профессиональной деятельностью, но
имеющим политическую и социальную значимость (участие в процессах организации и
проведения выборов, выполнение функций наблюдателя за аудиторией на тестовых
испытаниях, содействие в проведении переписи населения, участие в качестве
эксперта в процессах проверки и аттестации организаций образования и другие),
осуществляется с его согласия, на основании заключенного с ним договора, за
дополнительную плату, в свободное от работы время или с сохранением средней
заработной платы по месту работы.
Административное
принуждение к труду педагога в какой-либо форме, а также незаконное
вмешательство в профессиональную деятельность педагога либо воспрепятствование
выполнению им своих служебных обязанностей влекут ответственность в порядке,
установленном законом.
Статья 6. Права педагога
Педагог
при осуществлении своей профессиональной деятельности имеет право на:
свободу
выбора и использования современных педагогических технологий, средств и методов
обучения и воспитания;
разработку
и внедрение в установленном порядке авторских программ и методики обучения,
проявление творческой активности, а также на использование соответствующих
учебных дисциплин, курсов и модулей;
требование
создания необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;
бесплатное
пользование услугами государственных информационно-ресурсных и
информационно-библиотечных центров учебных, научных и методических направлений;
принятие
участия в процессе разработки государственных образовательных стандартов,
государственных образовательных требований, квалификационных требований,
учебных планов и учебных программ;
осуществление
научной, исследовательской и творческой деятельности, участие в
опытно-испытательной деятельности, разработку и внедрение инноваций;
творческий
отпуск в соответствии с актами законодательства;
участие
в управлении образовательной организацией, а также в обсуждении вопросов,
связанных с деятельностью образовательной организации;
объединение
и участие в общественных объединениях педагогов для представления и защиты
своих профессиональных прав и интересов;
защиту
от неправомерного вмешательства в свою профессиональную деятельность;
самостоятельную
оценку знаний обучающихся в закрепленном за ним классе (группе, курсе) в период
педагогической деятельности;
требование
уважительного отношения к профессии педагога со стороны обучающихся и их
родителей (законных представителей);
бесплатное
прохождение обязательного медицинского осмотра в государственных учреждениях
здравоохранение (для государственных образовательных организаций);
участие
в защите прав и законных интересов обучающихся.
Педагог
может иметь и иные права в соответствии с актами законодательства.
Педагог
освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым
заявлением для защиты своей чести, достоинства и деловой репутации, а также при
обжаловании неправомерных решений государственных органов, действий
(бездействий) их должностных лиц, нарушающих его права при осуществлении им
своей профессиональной деятельности.
В
случае совершения правонарушения, связанного с незаконным вмешательством в
профессиональную деятельность педагога образовательной организации либо
воспрепятствованием выполнению им служебных обязанностей, педагог вправе
непосредственно обратиться в суд без составления протокола об административном
правонарушении, указав в своем заявлении личность правонарушителя, сведения о
месте, времени совершения административного правонарушения и его сущности, а
также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Статья 7. Обязанности педагога
При
осуществлении своей профессиональной деятельности педагог обязан:
уважать
честь, достоинство и деловую репутацию участников
образовательно-воспитательного процесса;
качественно
проводить учебные занятия в соответствии с учебными программами и
государственными образовательными стандартами;
принимать
необходимые меры для повышения уровня знаний обучающихся во время учебных
занятий;
использовать
информационно-коммуникационные технологии, передовые и инновационные формы и
методы обучения и воспитания;
учитывать
психологические и индивидуальные особенности, физическое и психическое
здоровье, физиологическое развитие обучающихся, уделять внимание созданию
условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями и не
дискриминировать их;
проводить
образовательно-воспитательную работу с несовершеннолетними обучающимися в
сотрудничестве с их родителями или иными законными представителями;
систематически
повышать свою квалификацию, проходить периодическую аттестацию на соответствие
занимаемой должности;
соблюдать
устав и (или) иные учредительные документы, правила внутреннего трудового
распорядка образовательной организации и правила педагогической этики;
своевременно
проходить обязательный медицинский осмотр.
На
педагога могут быть возложены и другие обязанности в соответствии с актами
законодательства.
Статья 8. Правила педагогической этики
Правила
педагогической этики состоят из свода правил, которые должен соблюдать педагог
при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Правила
педагогической этики для образовательных организаций разрабатываются и
утверждаются в установленном порядке соответственно Министерством дошкольного и
школьного образования и Министерством высшего образования, науки и инноваций
Республики Узбекистан.
Знание
и соблюдение правил педагогической этики является критерием, определяющим
показатели качества выполнения педагогом своих профессиональных обязанностей и
его трудовую дисциплину.
Нарушение
правил педагогической этики педагогом является основанием для привлечения его к
дисциплинарной ответственности на основании трудового законодательства.
Статья 9. Подготовка педагогов
Подготовка
педагогов осуществляется высшими образовательными организациями. В случаях,
предусмотренных актами законодательства, подготовка педагогов может
осуществляться также профессиональными образовательными организациями.
Прием
на учебу учащихся и студентов в профессиональные и высшие образовательные
организации по направлению и специальности педагогического образования
осуществляется на основе государственного гранта и платного контракта.
При
формировании государственного заказа на прием на учебу в государственные высшие
образовательные организации могут быть выделены целевые показатели приема на
основе государственных грантов для регионов с высокой потребностью в
педагогических кадрах с высшим образованием.
Статья 10. Переподготовка и повышение квалификации педагогов
Переподготовка
педагогов осуществляется с целью предоставления возможности овладения ими
дополнительными профессиональными знаниями, квалификацией и навыками и
осуществления трудовой деятельности в соответствии с их базовой специальностью
и профессией.
Повышение
квалификации педагогов осуществляется с целью предоставления возможности
углубления и обновления своих профессиональных знаний, квалификаций и навыков,
а также повышения категории (должности).
Деятельность
по переподготовке и повышению квалификации педагогов осуществляется
образовательными организациями по переподготовке и повышению квалификации
кадров (институтом, центром, факультетом и другими).
Формы
и сроки переподготовки и повышения квалификации педагогов определяются
соответствующими государственными образовательными требованиями.
В
процессе переподготовки и повышения квалификации педагог кроме своих
профессиональных предметов может добровольно осваивать дополнительные предметы
(иностранный язык, информационные технологии, социально-гуманитарные науки и
другие).
При
изменении учебного плана и учебной программы (введение нового предмета или
исключении действующего предмета) переподготовка педагогов государственных
образовательных организаций по новому родственному предмету осуществляется за
счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Расходы
на повышение квалификации педагогов государственных образовательных организаций
в определенные сроки и объеме покрываются за счет средств Государственного
бюджета Республики Узбекистан.
Повышение
квалификации педагогов негосударственных образовательных организаций
осуществляется в порядке, установленном работодателем.
Статья 11. Аттестация и квалификационные категории педагогов
Педагоги
государственных дошкольных, общих средних, средних специальных,
профессиональных и внешкольных образовательных организаций проходят аттестацию
в порядке, установленном актами законодательства и по ее итогам могут получить
соответствующие квалификационные категории.
Порядок
прохождения аттестации педагогов и присвоения им квалификационных категорий
определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 12. Оплата труда педагога
Ежемесячная
заработная плата педагога исчисляется с учетом образования, базовой тарифной
ставки по квалификационной категории (должности), ученой степени, ученого
звания, государственных наград и надбавок, установленных актами
законодательства.
Педагогам
государственных образовательных организаций в соответствии с актами
законодательства могут выплачиваться надбавки и компенсации за счет бюджетных и
внебюджетных средств.
Порядок
оплаты труда педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в
негосударственной образовательной организации, определяется учредителями или
уполномоченными лицами этой организации.
Статья 13. Вознаграждение педагогов
В
соответствии с Законом Республики
Узбекистан «О государственных наградах» педагоги могут быть представлены к
награждению государственными наградами, в частности, почетными званиями «Ўзбекистон
Республикаси халқ ўқитувчиси», «Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган
ёшлар мураббийси» и «Ўзбекистон Республикасида хизмат кўрсатган халқ таълими
ходими» и другими государственными наградами за достижение высоких результатов
в профессиональной деятельности.
Педагогам,
подготовившим победителей международных и республиканских олимпиад,
выплачиваются премиальные в размерах, установленных актами законодательства.
Педагогам
государственных образовательных организаций в соответствии с действующим
законодательством могут назначаться иные виды материального стимулирования за
счет бюджетных и внебюджетных средств.
В
негосударственных образовательных организациях доплаты и надбавки, имеющие
стимулирующий характер, ежемесячно начисляемые к должностному окладу педагога,
определяются учредителями или уполномоченными лицами этих организаций.
Статья 14. Социальная защита педагогов
Социальная
защита педагогов образовательных организаций гарантируется государством.
Для
педагогов образовательных организаций устанавливается сокращенное рабочее
время.
Педагогам
государственных образовательных организаций гарантируется оплачиваемый
ежегодный основной удлиненный трудовой отпуск с предельной продолжительностью
до пятидесяти шести календарных дней.
Точная
продолжительность сокращенного рабочего времени и ежегодного основного
удлиненного трудового отпуска пропорционально категориям (должностям) педагогов
определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Педагогам
с высшим образованием, привлекаемым из других регионов в образовательные
организации, расположенные в отдаленных районах республики, выплачивается
единовременная первоначальная денежная помощь и ежемесячная денежная
компенсация за аренду (наем) жилья в соответствии с актами законодательства.
Льготы
педагогам, работающим в отдаленных районах республики и в специализированных
образовательных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями,
определяются в соответствии с актами законодательства.
Дополнительные
меры и гарантии социальной защиты помимо настоящего Закона могут быть установлены
иными законодательными актами, правовыми актами о труде, а также трудовыми
договорами, заключаемыми между работником и работодателем.
Дети
педагогов принимаются в государственные дошкольные образовательные организации
на льготных основаниях.
Органы
государственной власти на местах могут принимать меры по материальному и
социальному поощрению педагогов за счет дополнительных источников местного
бюджета.
Права
педагогов на охрану здоровья гарантируются государством.
В
период профессиональной деятельности педагога государством обеспечивается
бесплатная профилактическая вакцинация против инфекционных заболеваний,
перечень которых определяется актами законодательства.
Педагоги
государственных дошкольных, общих средних и средних специальных образовательных
организаций и других организаций, непосредственно осуществляющих обучение и
воспитание детей, бесплатно проходят обязательный медицинский осмотр в
государственных учреждениях здравоохранения.
Обязательный
бесплатный медицинский осмотр педагогов государственных образовательных
организаций в государственных учреждениях здравоохранения осуществляется за
счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Организация
обязательного медицинского осмотра педагога возлагается на работодателя.
На
время прохождения обязательного медицинского осмотра педагог освобождается от
работы с сохранением за ним места работы (должности) и средней заработной
платы.
Порядок
прохождения обязательного медицинского осмотра педагогов образовательных
организаций определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
В
негосударственных образовательных организациях порядок прохождения медицинского
осмотра определяется правовыми актами о труде данных организаций, а также
трудовыми договорами, заключаемыми между работником и работодателем с учетом
того, что работники не несут расходов, связанных с его прохождением.
Статья 15. Ограничения на занятие педагогической деятельностью
Следующие
лица не допускаются к занятию педагогической деятельностью:
лица,
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со
вступившим в законную силу приговором суда;
лица,
признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке,
определенном законодательством;
лица,
имеющие заболевания, препятствующие осуществлению педагогической деятельности;
лица,
состоящие на учете в психиатрических или наркологических учреждениях.
Запрещается
принимать на должности, связанные с педагогической деятельностью, лиц, ранее
осужденных за совершение умышленного преступления.
Перечень
заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности,
утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Ограничения
на осуществление трудовой деятельности в системе дошкольного образования и
воспитания определяются Законом Республики
Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании».
Статья 16. Разрешение споров
Споры,
связанные со статусом педагога и его профессиональной деятельностью,
разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о статусе
педагога
Лица,
виновные в нарушении законодательства о статусе педагога, несут ответственность
в установленном порядке.
Статья 18. Внесение дополнений и изменения в некоторые
законодательные акты Республики Узбекистан
1.
Внести в Закон Республики
Узбекистан от 6 января 2020 года № ЗРУ-600 «О государственной пошлине»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 1, ст. 1, № 3,
ст. 201, № 5, ст. 298, № 10, ст. 593, № 12, ст. 691; 2021 г., № 1, ст. 13,
приложение к № 4, № 7, ст. 661, № 8, ст.ст. 800, 803, № 10, ст. 968; 2022 г., №
2, ст. 76, № 3, ст.ст. 214, 216, № 4, ст. 340, № 5, ст.ст. 463, 464, 467, № 12,
ст. 1186; 2023 г., № 2, ст. 103, № 3, ст. 186, № 4, ст.ст. 265, 269, № 6,
ст.ст. 444, 445) следующие дополнения:
1) часть первую
статьи 8 дополнить пунктом 52 следующего содержания:
«52)
педагогические работники — по делам, связанным с защитой их чести, достоинства
и деловой репутации при осуществлении ими профессиональной деятельности»;
2) часть первую
статьи 10 дополнить пунктом 19 следующего содержания:
«19)
педагогические работники — при обжаловании в суд неправомерных решений
государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих
права педагогических работников при осуществлении ими профессиональной
деятельности».
2.
Внести в Закон Республики
Узбекистан от 23 сентября 2020 года № ЗРУ-637 «Об образовании» (Ведомости палат
Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 9, ст. 538; 2021 г., приложение
к № 4; № 10, ст. 968) следующие дополнения и изменение:
1) статью 26
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Запрещается
назначать на руководящие должности уполномоченных государственных органов в
сфере образования и их территориальных подразделений лиц, ранее осужденных за
совершение умышленного преступления»;
2) статью 28
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Запрещается
назначать на руководящие должности образовательных организаций лиц, ранее
осужденных за совершение умышленного преступления»;
3) главу 5
исключить.
Статья 19. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и
значения настоящего Закона
Министерству
высшего образования, науки и инноваций, Министерству дошкольного и школьного
образования Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения
сути и значения настоящего Закона.
Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим
Законом
Кабинету
Министров Республики Узбекистан:
привести
решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить
пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их
нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г.
Ташкент,
1
февраля 2024 г.,
№
ЗРУ-901
(Национальная база данных законодательства, 01.02.2024 г., № 03/24/901/0082)