Top.Mail.Ru
Насколько важна роль родителей в получении детьми качественного образования?

Тексты сайта переведены Google, возможны ошибки!

Насколько важна роль родителей в получении детьми качественного образования?

16:11 / 20.12.2024 227
В этой статье речь идет о роли и влиянии родителей на получение детьми качественного образования. В нем освещаются аналитические данные об активном участии родителей в образовательном процессе и поддержке детей. Также даются аналитические сведения о том, что в результате активности родителей в образовании у детей формируются уверенность в себе, хорошие образовательные результаты и развитые социальные навыки.

Успех детей в образовании сегодня зависит от многих факторов. Среди этих факторов важную роль играют родители, в частности родители. Исследования показывают, что дети достигают большего успеха, когда родители активно участвуют в обучении и развитии своих детей. Активное участие отцов в школах и других образовательных учреждениях оказывает положительное влияние на образование детей.

Участие в родительских собраниях, помощь детям в выполнении домашних заданий и наблюдение за их учебной деятельностью повышают успеваемость детей. Безусловно, в этом важное значение имеет сотрудничество родителей и образовательного учреждения. Потому что сотрудничество между родителями и школой напрямую влияет на академические успехи детей.


В настоящее время также подписан ряд нормативных документов о координации деятельности школы и родителей. В частности, на основе концепции "Семья-махалля-образовательное учреждение" будет организована работа по взаимодействию. Но такое сотрудничество очень медленно, и многие привыкли к тому, что оно ведется только для собраний и отчетов.


19 июня 2012 года было принято постановление Кабинета Министров No 175 "О мерах по дальнейшему развитию взаимодействия института семьи и органов самоуправления граждан с образовательными учреждениями в воспитании гармонично развитого поколения" и определены меры по усилению механизма сотрудничества "Семья-махалля-образовательное учреждение."

Также в этом году Министерством дошкольного и школьного образования была издана книга "Родители - наставники" и проведена ее презентация. В нем были даны важные рекомендации по тесному сотрудничеству с родителями, оказанию им помощи в воспитании детей, защите молодежи от различных деструктивных идеологий, формированию у детей навыков самозащиты. Но такая работа связана только с теорией, и на практике ее эффективность не ощущается.


Теоретически механизм сотрудничества "Семья-махалля-образовательное учреждение" должен обеспечивать всестороннюю поддержку образования детей. Но на практике это сотрудничество работает недостаточно. Потому что диалог между семьей, махаллей и образовательными учреждениями налажен недостаточно. На практике эти организации должны были поддерживать регулярные контакты и сотрудничество друг с другом, но этот процесс часто остается на бумаге. Причина в том, что нет скоординированных практических шагов между семьей, махаллей и образовательными учреждениями. Также отсутствует система регулярного мониторинга и оценки эффективности данного механизма сотрудничества. В результате этого не становится возможным повысить эффективность проводимой работы.


С целью изучения причин вышеуказанных проблем проведен опрос среди более тысячи педагогических работников и родителей на тему "Роль родителей в получении качественного образования детьми." По результатам опроса выяснилось, что сотрудничество родителей со школой налажено плохо. Всего в данном опросе приняли участие 1077 респондентов, из них 753 (69,9%) - педагоги, 312 (29%) - родители.


Связь между школой и родителями является неотъемлемой частью образовательного процесса. Качественный уровень этой связи может существенно повлиять на успех и благополучие учащихся. Результаты недавнего опроса также выявили интересную информацию о сотрудничестве между родителями и школой.


4,1% респондентов, участвовавших в опросе, заявили, что родители вообще не контактируют со школой. Это очень небольшие цифры, но могут привести к большим негативным последствиям.


72,1% опрошенных сообщили, что родители устанавливают связь со школой только в случае необходимости. Этот показатель означает, что родители связываются со школой в основном только тогда, когда возникают важные ситуации или проблемы. Такой подход иногда может привести к задержкам в своевременном познании и решении образовательного процесса и проблем детей.


8,2 процента респондентов заявили, что контактируют со школой один раз в несколько месяцев. Хотя это небольшой показатель, но это означает, что существует связь со школой, но эти результаты свидетельствуют о том, что связи не активны.

3,6 процента респондентов заявили, что контактируют со школой один раз в месяц, а 7,7 процента респондентов заявили, что контактируют со школой один раз в неделю. Это несколько хороший показатель, указывающий на то, что родители регулярно следят за процессом обучения своих детей.


Наконец, 4,3 процента респондентов заявили, что они ежедневно контактируют со школой. Хотя эта цифра очень мала, она показывает, что некоторые родители уделяют очень большое внимание образованию и развитию своих детей.


Общие результаты опроса очень плохие. Это свидетельствует о слабой связи между родителями и школами. Тот факт, что 72,1 процента респондентов устанавливают связь со школой только в случае необходимости, означает, что сотрудничество между школой и родителями плохо налажено. Эти цифры показывают, что родители не уделяют должного внимания образовательному процессу своих детей, что может негативно сказаться на успехе и благополучии детей.


В получении детьми качественного образования важно, чтобы родители обсуждали с детьми их успехи в школе. Тесное общение между родителями и детьми, раннее выявление проблем и повышение мотивации делают образовательный процесс более эффективным. Активное участие и серьезное отношение родителей к обучению еще больше повышают интерес детей к успешному развитию и получению знаний. Поэтому одной из необходимых потребностей является то, чтобы родители активно участвовали в образовательном процессе детей и регулярно обсуждали их успехи.


Исследования показали, что дети, родители которых почти каждый день просто разговаривают с ними, обедают или обедают вместе или обсуждают свои успехи в школе, испытывают больше удовлетворенности жизнью. То есть простое общение с родителями оказывает более сильное влияние на уровень удовлетворенности учащихся жизнью.


В проведенном опросе на вопрос о том, чувствуют ли родители изменения в воспитании детей, которые хорошо сотрудничают со школой, 70,5% респондентов отметили улучшение результатов обучения таких учащихся, а 24,7% отметили улучшение их дисциплины. Также 4% респондентов заявили, что изменения были незначительными, а 1% ответили, что результаты удовлетворительны.


В опросе, проведенном среди родителей и педагогов, мы также обратили внимание на важность обсуждения родителями с детьми успехов в школе в получении детьми качественного образования. На вопрос о том, насколько родители активны в контроле домашних заданий и оценок своих детей, 16,1% респондентов ответили, что родители не активны в этом отношении (вообще не контролируют), 41,2% - невысокая активность (реже контролируют), 28% - умеренная (периодически контролируют), 8,8% - немного активная (контролируют при обращении), только 4,7% - очень активная (постоянно контролируют).


Согласно результатам мультииндикаторного кластерного обследования (MICS), в Узбекистане известно, что только 5% отцов участвуют в образовательном процессе своих детей. В ходе мониторинга Мультииндикаторного кластера, организованного в Узбекистане в третий раз, данные были собраны в более чем 15 тысячах домохозяйств, расположенных в 556 махаллях, путем бесед с респондентами с выездом на места. [2022 г.]


Из результатов анализа видно, что очень большая часть родителей в Узбекистане недостаточно активны в контроле домашних заданий и оценок своих детей. Это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на качественное образование детей.


Анализ показывает, что внимание родителей к обучению и воспитанию детей меняется в период, когда их ребенок учится в начальных и старших классах. Например, если в начальных классах родители уделяют больше внимания образованию своих детей, то при переходе в старшие классы наблюдается снижение внимания родителей к образованию и воспитанию детей.

Например, когда дети учились в начальных классах (1-4 классы), сотрудничество родителей со школой и внимание их детей к образованию было очень высоким. При этом показатель активности составил 70-90%. То есть в этот период они больше времени уделяют обучению своих детей, поддерживают их и тесно сотрудничают со школой. Это, в свою очередь, оказало положительное влияние на образовательный процесс детей.


Самое интересное, что в старших классах (5-11 классы) наблюдается значительное снижение внимания родителей к образованию их детей. Согласно результатам опроса, большинство родителей менее активно участвовали в образовательном процессе своих детей. 45,5% респондентов, участвовавших в опросе, заявили, что родители проявляли активность в обучении своих детей только на 30-20%, а 31% респондентов заявили, что родители проявляли активность в обучении своих детей на 40-50%. Только 18,6% респондентов заявили, что родители активно участвовали в обучении своих детей на 60-70%. Только 4,2% респондентов заявили, что родители проявляют 80-90% активности в обучении своих детей, когда дети переходят в старшие классы (5-11 классы).


Следовательно, наблюдается резкое ослабление взаимодействия родителей со школой при переходе учащихся в старшие классы. Например, причиной возникновения таких ситуаций можно назвать изменение классного руководителя, относительно независимую деятельность детей, недостаточную связь классного руководителя с родителями, снижение интереса родителей к образовательному процессу и другие подобные факторы.


Также на этот процесс может оказать обратное влияние то, что в старших классах учащиеся начинают чувствовать себя относительно самостоятельными. В это время дети могут требовать большей ответственности за свой образовательный процесс и меньшего вмешательства родителей. Этот фактор также ослабляет партнерские отношения между родителями.


Снижение внимания родителей к образовательному процессу учащихся в старших классах во многих случаях может быть связано с тем, что классный руководитель не может наладить достаточную связь с родителями. Эту проблему можно объяснить различными факторами. Известно, что при смене классного руководителя установление близкой связи родителями с новым руководителем - это процесс, требующий времени и больше усилий.

Участие родителей в образовательном процессе может снизиться до тех пор, пока сотрудничество с новым классным руководителем не будет достаточно укреплено. Естественно, что высшее классное руководство является для педагогов не основной работой, а дополнительной работой. Это может стать причиной того, что педагоги не могут полностью выполнить свои обязанности по классному руководству.


Как известно, приказом Министерства народного образования No41 от 22 февраля 2021 года изменены требования к классным руководителям и введен порядок назначения единого классного руководителя начиная с 5 класса до 11 класса. Но и этот порядок длился недолго из-за различных факторов. Естественно, что низкая заработная плата, но высокая нагрузка также приводит к тому, что они не уделяют достаточно времени работе с родителями.

Указом Президента Республики Узбекистан от 11 ноября 2020 года No УП-6108 с 1 ноября 2020 года месячная заработная плата классных руководителей была несколько повышена. Однако в действующем положении, регулирующем деятельность классных руководителей, требования, установленные для них, значительно выше, чем месячная заработная плата. В настоящее время максимальная заработная плата классных руководителей составляет 609 840 сумов. 


В условиях Узбекистана классный руководитель работает как минимум с 30-40 учениками и их родителями. Как отмечалось выше, должность классного руководителя в старших классах может быть возложена на учителей-предметников как дополнительная работа, что может быть чрезмерной нагрузкой на педагогических работников. Это, в свою очередь, влияет на ослабление сотрудничества с родителями.


Поэтому, чтобы оживить деятельность классных руководителей, усилить их сотрудничество с родителями, необходимо ввести в качестве отдельной штатной единицы должность классного руководителя в старших классах. Целесообразно, чтобы это было аналогично должности тьютора, введенной в высших учебных заведениях. То есть их основной деятельностью является классовое руководство, они не преподают в школе, не преподают, занимаются только классом и усиливают сотрудничество с родителями.

Только тогда сотрудники, работающие на классных руководящих должностях, смогут работать только с учащимися класса, заниматься их обучением и посещаемостью, получать образование закрепленным за ними учащимся класса, содержательно организовывать свободное от уроков время, решать проблемы, возникающие в учебном процессе, в сотрудничестве с родителями.


Не исключено, что снижение активности родителей в старших (5-11) классах также влияет на снижение интереса родителей к образовательному процессу. Потому что в опросе, проведенном среди родителей и педагогических работников, 72,8 процента респондентов выразили мнение, что причиной этого является снижение интереса родителей к образовательному процессу.


Почему, когда дети переходят именно в старшие классы, у родителей снижается интерес к образовательному процессу?


Тот факт, что учащиеся занимаются в старших классах больше предметов и сложными темами, может быть дополнительной нагрузкой для родителей. При этом родители могут столкнуться с трудностями в объяснении сложных тем из-за недостатка своих знаний и ресурсов, а также отсутствия педагогических навыков. Родители, чувствующие недостаток знаний, могут приходить в депрессию, что может повлиять на общую атмосферу в семье и постепенно привести к снижению интереса родителей к образовательному процессу.


Можно предложить несколько решений для устранения проблем, которые приводят к снижению интереса родителей к образовательному процессу учащихся старших классов. Прежде всего учителя и родители должны регулярно встречаться и обмениваться мнениями о процессе обучения детей. Для этого должны быть приняты необходимые меры.


Например, важно создать благоприятные условия на рабочем месте, чтобы родители могли активно участвовать в образовательном процессе своих детей. Работодателям следует предложить родителям гибкое рабочее время, наладить практику предоставления перерывов с сохранением заработной платы во время различных школьных мероприятий и совещаний. Вместе с тем необходимо создать возможность для родителей сократить рабочее время или предоставить им дополнительный отпуск в период начала школьных каникул.


Благодаря этому родители смогут уделять больше времени образовательному процессу своих детей. Также целесообразно наладить практику отправки SMS-уведомлений для оперативной и важной информации работодателям и родителям, в которой работодателю и родителям сообщается о родительских собраниях, встречах с классным руководителем и других важных встречах, различных мероприятиях, проводимых в школе, советы и рекомендации для родителей по образованию и воспитанию.


SMS-сообщения, отправляемые родителям и работодателям, играют большую роль в улучшении образовательного процесса детей. Регулярная информация о домашних заданиях, расписании уроков, мероприятиях и советах повышает активность родителей и помогает обеспечить успехи детей. Для активного участия родителей в образовательном процессе детей необходимо начать широкую пропагандистскую работу, проводить исследования по изучению уровня их грамотности, а также организовать специальные тренинги для родителей.


Все вместе должны работать, чтобы родители активно участвовали в образовательном процессе своих детей. Такие мероприятия, как тренинги, семинары, пособия и ресурсы, регулярные встречи, платформы для онлайн-общения, мероприятия по мотивации и поощрению, создание образовательной среды и дополнительной поддержки на рабочем месте, обеспечивают активное участие родителей в образовательном процессе. Благодаря этому повышается качество образования детей и создается основа для того, чтобы они стали успешными личностями.

В целом роль родителей в получении детьми качественного образования несравнима. Их мотивация, поддержка, разделение ответственности, социальная и психологическая поддержка, общение со школой, создание комфортной образовательной среды дома и серьезное отношение к обучению помогают детям добиваться успеха в образовательном процессе. Эффективное сотрудничество между родителями и школой служит важнейшим фактором повышения качества образования детей.


Список использованной литературы:


1. Andreas Schleicher, World Class: How to Build a 21st-Century School System.


2. Постановление Кабинета Министров от 19 июня 2012 года No 175 "О мерах по дальнейшему развитию взаимодействия института семьи и органов самоуправления граждан с образовательными учреждениями в воспитании гармонично развитого поколения."


3. Должностная инструкция классных руководителей, утвержденная приказом Министерства дошкольного и школьного образования No 190 от 27 июня 2023 года.


4. Убайдуллаева Р., Ата-Мирзаев О., Куронов М. Семья и воспитание гармонично развитого поколения. - Ташкент: "Ижтимоий фикр," 2012, - Б. 114-115.


5. Источники Интернета: www.stat.uz, www.xalqtaliminfo.uz.

Комментарии 2

Показать больше
Для комментирования зарегистрируйтесь!

Теги

  • Родители и образование

Поделиться