Top.Mail.Ru
Новая система оценки не должна быть отменена...

Тексты сайта переведены Google, возможны ошибки!

Новая система оценки не должна быть отменена...

15:03 / 20.12.2024 1.51k
В этой статье рассказывается о некоторых мнениях и замечаниях эксперта xalqtaliminfo.uz Отабека Рахмонберганова о новой системе оценки, о недостатках и достижениях новой системы.

В последние дни в узбекском сегменте социальных сетей, в целом интернета, в центре обсуждений, точнее, резкой критики находится внедряемая новая система оценки в школах. Присоединяясь к большей части критики, имеются возражения по поводу заключительного предложения, сделанного в конце критики или вытекающего из смысла критики, то есть заключения о том, что система оценки должна быть отменена.


В первую очередь остановимся на некоторых недостатках системы оценки


Если мы хотим оценить школьника, то заранее должны быть ясны, на каком основании, по каким требованиям мы будем его оценивать. Это определяется учебным стандартом по предмету (curriculum). У нас же нет утвержденной учебной программы по предметам и классам, что ставит под сомнение легитимность системы оценивания.


При внедрении системы оценивания этот процесс должен быть организован таким образом, чтобы не вмешивались учитель, директор школы или другие лица, заинтересованные в том, чтобы результат оценивания был хорошим. А сейчас экзамены принимает сам учитель, в большинстве случаев сам проверяет результат. В тех случаях, когда учитель не участвует в проверке результата, обычно тестовые вопросы и ответы заблаговременно расходятся. При этом не может быть речи о том, что оценки, полученные учащимися, соответствуют действительности.


Система оценивания не должна быть излишней нагрузкой для учителя. Тот факт, что учитель распечатывает тестовые материалы за свой счет на бумаге и заполняет папки отчетов по ним, и без того становится ущербом для учителя, время и силы которого могут быть потрачены на улучшение качества образования.


Система оценивания должна иметь очень высокое качество экзаменационных вопросов, уметь правильно оценивать не только заученные учащимся знания, но и навыки, стоящие на более высоком уровне, такие как понимание, анализ. В настоящее время трудно сказать, что все тестовые вопросы полностью отвечают этому требованию.


Преподавателям не предоставлялась свобода при подготовке к УОД/УОД. То есть они обязаны пройти занятия в учебник, календарный план и точно определенное количество часов, определенных министерством. В этих условиях зависимость знаний, качества учащегося от знаний и педагогических навыков учителя будет очень низкой.


Так почему же мы говорим, что эта система не должна быть отменена?


В образовательном процессе существуют незаменимые функции оценки.


Некоторые из них:


По результатам оценки учитель сможет оценить состояние класса, эффективность своей деятельности и спланировать следующие уроки. Ни один класс, ни один ребенок не похож на другой, каждый класс и каждый ребенок при проведении урока должны адаптировать его к активности, усвоению, психическому и физическому состоянию детей. Без правильно организованной системы оценивания планирование следующего урока похоже на лечение пациента, не видя результата проводимой процедуры.


Оценка является основным показателем для выявления сильных и слабых сторон учащихся и, соответственно, выбора подходящих для учащегося педагогико-психологических методов.


Система оценивания позволяет отслеживать активность учащегося, регистрировать рост и спад у учащегося, соответственно поощрять учащегося в случаях роста и оказывать помощь или предупреждать в случае снижения;

Без этих функций невозможно качественно организовать учебный процесс.


Есть еще одна очень большая проблема в нашей системе образования


Оценка, которую учитель дает ученику, используется как критерий для оценки учебного процесса учителя, даже в школе, а в некоторых случаях и в районе, где расположена эта школа.


То есть все вышеперечисленные лица заинтересованы в том, чтобы оценка, поставленная ученику, была высокой. Какой учитель может дать объективную оценку своему ученику, точно зная, что его оценка будет дана именно его деятельности?


Без правильной оценки учащегося невозможно говорить о том, что вышеупомянутые оценочные функции будут работать, и в результате нет никаких сомнений в снижении качества образования.


Единственным решением этой проблемы является система самостоятельной оценки без вмешательства преподавателя, отвечающая требованиям международных стандартов, предъявляемым к участникам учебной программы и образовательного процесса, максимально защищенная от различных внешних вмешательств и коррупции. Ученики должны проходить такое тестирование хотя бы раз в год, оценивать свои знания.


Здесь, естественно, возникают два вопроса:

А вышеуказанные недостатки? А что с ними будет?
Почему бы нам не отказаться от оценки и не использовать другой метод для повышения качества образования?

В качестве ответа на первый вопрос мы считаем правильным требовать исправления ошибок, а не приостановки работы, если в ней имеются ошибки.


Требуем от министерства разработать собственные учебные программы, соответствующие международным стандартам, разрешить преподавателю вносить изменения в учебный план в зависимости от ситуации, при необходимости использовать другие учебники. Для организации процесса оценки привлекать независимые организации, в том числе зарубежные, заинтересованные в объективном ходе процесса. Освободить учителя от лишних нагрузок.


Приведем некоторые из аргументов и предложений, которые привлекли наше внимание в качестве ответа на второй вопрос, и ответим на них:

Формативная оценка (оценка участия учащихся в учебном процессе) имеет гораздо большее значение в правильном налаживании системы образования, чем суммативная оценка (тест, полученный в определенный промежуток времени, например, ежеквартально или в конце года для оценки знаний ребенка).

Ответ: Правильно. Но, во-первых, это не означает, что суммативная оценка не должна внедряться. Во-вторых, выше мы упомянули, что формативная система оценивания вообще не работает, и привели причины этого. Мы вынуждены использовать суммативную оценку для запуска этой параличной системы.

Эта система оценивания затрудняет учащихся и учителей.

Ответ: Правильно. Причина в том, что в котле все идет в ковш. Если установлены требования к продуктам, которые должны выходить в ковше, но в ковше не получается ожидаемое состояние, нужно ли изменить стандарт? Может быть, пересмотрим продукты, которые мы кладем в котел?

Если мы увеличим зарплату учителей, качество образования улучшится.

Ответ: за что? Представьте себе производство в любой другой отрасли. Если вы не можете контролировать качество продукции, которую разрабатывает работник, а в качестве показателя качества вы делаете выводы только на основе цены, которую сам работник поставил на продукт, изменит ли повышение зарплаты что-то здесь?

Если это так в другой сфере, почему вы думаете, что ситуация в системе образования будет иной? (Я не возражаю против повышения заработной платы учителя, очевидно, что это один из факторов, повышающих качество образования, но чтобы повышение заработной платы учителя повлияло на повышение качества образования, самым главным показателем, оценивающим деятельность учителя, должна быть система оценки знаний ребенка.)

Неправильно так часто брать тесты у детей.

Ответ: Правильно. В странах с развитой системой образования экзамены проходят только один раз в год, но не более двух раз - у старшеклассников. По моему мнению, нынешнее большое количество экзаменов направлено на обучение учащихся и учителей этой системе. Необходимо рассмотреть ситуацию в этом отношении.

Не все учащиеся одинаковы, легкие тесты для одних детей могут быть очень трудными для других.

Ответ: Правильно. Но для решения этой проблемы достаточно ввести принцип добровольности, а не отмены системы. Пусть все сдают экзамен на 9-й класс, но не в 9-м классе, а до окончания школы. Пусть экзамен уровня 11 класса будет добровольным, разрешить сдать учащимся, интересующимся этим направлением, следующая сфера которых связана с этим предметом.


Мы попытались объяснить, почему мы высказали вышеуказанную мысль о том, что "новая система оценивания, внедряемая в школах, не должна быть отменена." Каково ваше мнение по этому поводу? Наши комментарии для комментариев открыты для всех.


Организация системы оценивания является одним из условий развития качества образования в нашей стране, но недостаточным. Но дальше - другая тема.

Комментарии 3

Показать больше
Для комментирования зарегистрируйтесь!

Теги

  • Суммативная оценка

Поделиться