Письмо от учителя - "Районо" нужен не методист, а машинист
15:39 / 16.07.2024
1.64k
На наш проект "Письмо учителя" продолжают поступать письма от многих педагогов. В этом номере почетный педагог Худойберди Камилов написал некоторые свои замечания о системе образования.
Значит, начали...
Недавно в программе "Минбар" телеканала "Махалла" была организована беседа на тему "Соответствует ли школьное образование требованиям времени?." На нем с трудом обсуждали вопросы школьного образования представители различных профессий, начиная от депутата и кончая литературоведами.
Но среди них не оказалось ни одного специалиста, который лучше знал бы проблемы школы. Поэтому передача закончилась практически без каких-либо практических выводов. Если вы посмотрите на эту передачу, то сами название темы отвечает на поставленные ими вопросы. На риторический вопрос "Соответствует ли школьное образование требованиям времени?" можно ответить прямо: "НЕТ!."
Потому что сегодня мы живем в правовом демократическом государстве, свободном обществе, основанном на принципах рыночной экономики. Однако не секрет, что наша система образования остается в бывших советских моделях, отживших от времени моего отца. Допустим, что рыночные отношения формируются на основе честной конкуренции. Мы видим это в развитии различных отраслей. Например, почти полностью устранены проблемы в отраслях, работающих в рыночном режиме. В качестве примера можно привести такие сферы, как торговля, транспорт, общественное питание.
Сейчас вы можете купить то, что ищете, даже если пойдёте в самый маленький магазинчик на самом краю крайней деревни. Или вы можете позвонить по телефону в полночь и вызвать такси. По качеству обслуживания они превосходят друг друга. А в сфере образования из-за отсутствия реальной конкуренции она день ото дня исчезает.
Несмотря на то, что по его проблемам высказываются красивые, научно обоснованные мнения, дела становятся все более сложными. От прежнего восторга и хвастовства не осталось и следа. Особенно после международных исследований PISA реальная ситуация проявилась в полном объеме. Здесь справедливо следует сказать, что даже в то старое советское время существовали какие-то проявления конкуренции.
Например, наиболее достойные, умелые педагоги из числа учителей приглашались в районные отделы народного образования на должность методистов, они обучали учителей мастерству преподавания, давали советы. Однако в последнее время этот обычай был нарушен, и на методистов назначались случайные люди.
Я вспомнил один случай в 80-х годах прошлого века. В нашей школе был хороший учитель иностранного языка. Его порекомендовали "району" в методисты. Но вместо него был назначен другой молодой неопытный учитель. Потому что у молодого учителя была машина, купленная отцом. Позже мы узнали, что на такую должность не принимают тех, у кого нет машины. Отсюда следует, что "району" нужен был не методист, а машинист-бегун.
Странно, почему-то люди стремились к методизму, несмотря на низкую зарплату. Да, не удивляйтесь, что методисты по науке, то есть педагоги, которые должны быть наставниками учителей, получали меньше, чем обычные учителя. Абсурд, говорите? Верно, абсурд. Или директора получали меньше, чем учителя. Например, хотя я сам работал на руководящих должностях в течение половины своей педагогической деятельности, моя нынешняя пенсия намного меньше, чем у тех учителей или учеников, которые работали у меня на руках.
И это тоже абсурд? Да, абсурд! Чего еще можно ожидать от сферы, функционировавшей на основе таких нелепых порядков?! Что же получилось? Все методисты разошлись, не выполнив поставленной перед ними задачи. Этот процесс не смог предотвратить и незначительное повышение заработной платы в последние годы. К сожалению, такая ситуация продолжается и сейчас. Придумываются различные на первый взгляд меры материального стимулирования учителей. Выдаются различные сертификаты. Учителя также прилагают все усилия, чтобы их заполучить. Возьмем одну из этих процедур, например, процедуру получения сертификата.
Для достижения этого учитель работает над собой и старается обогатить свои знания, а не знания ребенка. Это, конечно, с одной стороны хорошо. А с другой стороны, что самое удивительное, так это то, что он прилагает все усилия, чтобы повысить свою зарплату и набрать больше баллов, даже подозрительные рычаги. Тот, кто показывает простой способ решения сложных задач, не знает о проблемах в сфере образования.
Выдача сертификатов, обновление учебников, внедрение зарубежных методов обучения, повышение квалификации преподавателей, оценка новым методом, ведение "kundalik.com," переименование министерства и другие мелкие меры не могут кардинально улучшить качество образования. Для этого необходимо создать в системе образования настоящую конкурентную среду.
Не следует забывать, что знание также является своеобразным духовным продуктом. Даже если есть продукт, он является основой продуктов. Какие бы блага ни создавались для людей в мире, в основе всего лежит знание. Так что она должна быть достойно оценена. Нельзя повышать качество образования, давая учителям ничтожную заработную плату.
Но, разумеется, не всем им можно выплачивать зарплату сразу больше. Как бы ни было богато государство, создание двенадцатилетней, обязательной, общей средней, бесплатной, к тому же громоздкой системы государственного образования на семи языках уже не существует. Изучив зарубежный опыт, я убедился в том, что ни в одной другой стране мира не существует такой широкомасштабной системы бесплатного образования, как наша.
Ну, раз проблема так запутана, есть ли разумное решение?
Как говорят, снег сгорает, если отыщешь загородок, так и любому сложному вопросу можно найти решение, если его тщательно разыскать. В своих предыдущих статьях я предлагал создать образовательные учреждения, где учащимся будет предоставляться качественное образование даже в отдаленных селах. Возможно, сейчас у нашего государства нет возможности построить еще сотни дополнительных школ.
В этом случае также можно найти решение проблемы. Предположим, что в существующих школах создается множество отборных классов. Необходимо обучать их, мобилизовать квалифицированных учителей. Известно, что в каждом регионе есть учителя высшей категории, хорошо знающие свой предмет. Они действуют только в рамках одной школы.
В то время как эти учителя могут быть эффективно использованы. К сожалению, с нынешним порядком такая мобилизация совершенно невозможна. Даже если учитель этого захочет, в школе за пределами основного места работы на основе совместительства будет выплачиваться низкая столовая плата.
Например, если мне предлагают преподавать в отобранных классах из близлежащих школ, я могу не понравиться. Если бы труд таких высококвалифицированных учителей, как мы, был достойно вознагражден, мы с радостью приняли бы такое предложение, и система образования многого выиграла бы от этого. В этом смысле я еще раз могу повторить, что без глубокого реформирования системы нельзя добиться эффективных результатов.
Как отмечалось выше, первым аспектом в системе, который необходимо исправить, является порядок оплаты труда педагогических работников. Было бы неплохо, если бы вместе с мировым опытом мы обратились к исконным основам экономических знаний. Например, наш великий предок, выдающийся политический деятель Амир Темур в своих уложениях отмечал следующее в качестве программы:
"Я велел, чтобы эмиры, тысячники, сотники, десятники и другие воины получали жалованье в следующем порядке: обыкновенному воину давалась цена за лошадь, на которой он ездил, при условии, что он выполнял свои обязанности. Установить заработную плату богатырям от двух лошадей до четырех. Десятники должны получать в десять раз больше, чем их подчиненные. Сотники должны получать вдвое больше, чем десятники, тысячники - втрое больше, чем сотники."
Видно, что он справедливо определил заработную плату каждого государственного служащего по служебной лестнице. В нашей системе, наоборот, действовал обратный порядок. Результат не заставил себя долго ждать. За короткие 30-40 лет система образования претерпела глубокий кризис. Главная причина этого - принцип равномерности в выплате заработной платы педагогическим работникам, отстающим от времени моего отца.
В качестве примера приведу еще один пример. Сегодня все жалуются на крайне низкую грамотность нашей молодежи, в целом кадров. Куда ни взгляните, вы будете свидетелями множества ошибок. От учебников до вывесок на улицах пишутся с ошибками орфографии. Теперь рассудите сами: зарплата учителей родного языка за проверку тетрадей не достигает и 200 тысяч сумов в месяц.
Между тем проверка тетради требует больше времени и труда, чем уроки. Например, для тщательного и качественного рассмотрения одночасовой письменной работы требуется не менее двух часов. В результате учитель поверхностно проверяет тетради на имя и ставит оценку. Вот где вам искать корни неграмотности.
В связи с этим позвольте высказать некоторые соображения по внедрению зарубежного опыта, который стал у нас широко распространенным. Если иностранный, то нет надобности лизать петушиного сахара. У нас есть национальные педагогические традиции, которые оправдали себя на протяжении веков. Кроме того, естественно, что климат, среда, менталитет людей за рубежом не подходят для нас.
Например, если взять ту же Финляндию, то система в этой стране, система образования, потенциал педагогических кадров, количество учащихся, демографическая ситуация, порядок оплаты труда учителей... в каждом аспекте принципиально отличаются от условий в Узбекистане. На мой взгляд, наша система образования должна быть полностью отвечать нашим национальным потребностям, иметь свою национальную модель образования во всех отношениях.
В нем должны отражаться наши собственные качества. Если эффективно использовать полезные для нас положительные стороны зарубежного опыта, то, несомненно, это будет полезно. Однако результат слепого подражания тому, что за рубежом это так, может дать обратный результат.
В этом смысле каждое новшество и преобразование прежде всего должны быть проверены в узком кругу, широко внедрены в жизнь только в том случае, если они дадут результат. Поэтому поиск волшебной палочки, которую можно починить одним махом в системе образования, - пустая работа. Потому что волшебная палочка с самого начала находится в наших руках, только нужно уметь с ней обращаться.
Худойберди Комилов, почетный педагог.
Комментарии 2
Для комментирования зарегистрируйтесь!Новости
12:17 / 04.11.2024
Сокращенная должность лаборанта в обычных школах была введена в творческих и специализированных школах
21:26 / 30.10.2024
Сколько денег выделено из бюджета на дошкольное и школьное образование в 2025 году?
21:03 / 30.10.2024
Назначен первый заместитель министра дошкольного и школьного образования
15:46 / 30.10.2024
«Я лично читаю все предложения учителей» - Хилола Умарова
Тематические новости
Письмо от учителя
Письмо от учителя
Должность классного руководителя должна быть введена в качестве отдельной штатной единицы.
В настоящее время за посещаемость учащихся, а также за контроль электронных дневников и ведение учебных материалов отвечает заведующий классом.
21:00 / 28.03.2024
Мы, учителя начальных классов, недовольны повышением министра
Учителя начальных классов недовольны контрольными вопросами на квалификационных экзаменах.
20:30 / 25.03.2024
Редактировать комментарий