Top.Mail.Ru
Почему вернулись к пятилетней системе повышения квалификации?

Тексты сайта переведены Google, возможны ошибки!

Почему вернулись к пятилетней системе повышения квалификации?

10:16 / 25.12.2024 9.38k

Все мы хорошо помним, что до 2021 года повышение квалификации учителей основывалось на определенной периодичности. То есть педагогические работники направлялись на повышение квалификации один раз в 5 лет, а директора школ - один раз в 3 года.


В предыдущей пятилетней системе разгорались случаи бумажной волокиты и коррупции. Педагоги, вышедшие на повышение квалификации, имели "большие издержки." Невозможно было не вложить средства в успешное "закрытие" курса. Такие требования, как тестирование после окончания курса повышения квалификации и защита квалификационной работы, создали коррупционную систему.

"Руководители школ были в таком стрессе, что [дни] проводили только с запоминанием тестов. Затем, если руководители школ смогут успешно пройти каждый блок тестирования, будет квалификационная работа. Руководители школ писали квалификационную работу на 60, 65 листах, не ложась спать всю ночь," - сказал один из педагогов, который негативно отзывался о 5-летней системе.
"Я думаю, что предыдущее повышение квалификации проходило под страхом, под большим стрессом, под большим давлением. Потому что я сам пережил этот процесс. Подготовка к этим тестам, такие волнения, такие страхи за четыре недели очень нас утомляли," - отметил другой педагог.

Почему отказались от 5-летней системы повышения квалификации?


В то время было несколько оснований отказаться от прежней системы, основанной на периодичности. То есть, во-первых, система коррумпирована, а во-вторых, сделан вывод о том, что знаний и навыков, полученных в процессе одномесячного краткосрочного повышения квалификации, недостаточно для эффективной деятельности учителя в течение следующих 5 лет, и постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 января 2021 года No ПП-4963 с 2021 года была налажена система непрерывного повышения квалификации.


После этого, точнее, начиная с 2021 года, учителям была предоставлена возможность повышать свою квалификацию в любое время и в любом месте. В процессе внедрения новой системы учителям разрешили различные формы повышения квалификации, а именно дистанционное, самостоятельное и традиционное обучение. Кроме того, были отменены выпускные квалификационные работы, вступительные и выпускные тесты с одной возможностью. Педагогам была предоставлена возможность самостоятельно выбирать, в каком порядке повышать квалификацию исходя из своих потребностей.


Одной из наиболее популярных форм повышения квалификации в новой системе среди учителей стала дистанционная, то есть онлайн-форма повышения квалификации через электронную платформу "Непрерывное профессиональное образование."


Преимущество онлайн-повышения квалификации объясняется такими факторами, как создание удобств для педагогов, расположенных в значительном отдалении от регионального центра повышения квалификации, а также предотвращение проблемы распределения уроков учителей, ушедших на повышение квалификации в течение 1 месяца, между другими учителями.


В чем был недостаток системы онлайн-обучения?


К сожалению, некоторые учителя стали покупать сертификаты повышения квалификации за деньги, не терпя даже просмотра видеоуроков, размещенных на онлайн-платформе.


На различных телеграм-каналах начали поступать предложения о получении сертификата повышения квалификации за определенную сумму. То есть на онлайн-платформе процветал "бизнес" по "обучению" и получению сертификатов вместо учителей.


Об этом сообщила министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова в ходе посещения Национального института педагогического мастерства имени А.Авлони.

"К сожалению, процесс повышения квалификации и переподготовки учителей пришел в плачевное состояние, к сожалению, учителя за определенную плату вообще не участвовали в процессе переподготовки и продолжали получать сертификаты. Качество откуда бы то ни было. Мы должны коренным образом изменить деятельность научно-исследовательского института А.Авлони, который считается нашим главным звеном," - сказала тогда министр Умарова.

Как теперь будет работать вновь внедренная 5-летняя система повышения квалификации?


Как известно, постановлением Кабинета Министров от 20 декабря 2024 года No 867 утверждено новое Положение "О порядке организации непрерывного профессионального развития работников дошкольных и школьных образовательных организаций."


Согласно постановлению Кабинета Министров от 20 декабря 2024 года No 867, с 1 января 2025 года налажена вертикальная система непрерывного профессионального развития работников дошкольных и школьных образовательных организаций (министерство - учреждение повышения квалификации - образовательная организация).


В соответствии с ним педагогические работники обязаны осваивать программы повышения квалификации каждые 5 лет. При этом продолжительность курса повышения квалификации для педагогических и специализированных работников устанавливается не менее 100 часов, а для руководящих работников - не менее 144 часов.

Работник не привлекается к повышению квалификации в период его трудового отпуска или временной нетрудоспособности.


Ежегодно до 15 октября в организациях дошкольного, общего среднего, Специализированной школы и внешкольного образования педагога, повышающего квалификацию в следующем календарном году и специалистов на электронную платформу формируется заказ на повышение квалификации.


При этом предусматривается срок предыдущего повышения квалификации педагогического или специализированного работника, а также ежегодное повышение квалификации в среднем 20 процентов работников организации.


Руководство районного (городского) отдела дошкольного и школьного образования обеспечивает и контролирует включение в соответствующий заказ на повышение квалификации всех дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждений системы и каждого работника районного (городского) отдела дошкольного и школьного образования, работающего в основном штате.


Также предусматривается метод определения и оценки уровня знаний и практических навыков слушателя после завершения определенного раздела (модуля) учебной программы в ходе курса повышения квалификации, то есть форма промежуточного контроля.


Будут организованы промежуточная, итоговая аттестация и итоговое контрольное тестирование


Теперь также налаживаются процессы оценки, которые проводятся в форме итоговой аттестации, то есть итогового контрольного экзамена в конце курсов повышения квалификации, квалификационной работы или защиты выпускной работы, состоящей из выполнения заданий по применению передовых педагогических методов и технологий.


Педагоги, прошедшие курс повышения квалификации, в конце курса должны будут сдать теоретические знания и практические навыки по предметам, входящим в его программу, метод оценки уровня усвоения, то есть итоговый контрольный тест.


При этом учебная программа курса считается полностью освоенной, если слушатель курса повышения квалификации показал положительный результат во всех видах контроля (промежуточный, итоговой), предусмотренных учебным планом курса.


Слушателю, не набравшему на промежуточных контролях достаточного балла, предоставляется возможность с разрешения руководителя образовательной организации профессионального развития (через один день) пересдачи. Слушатели, не выполнившие задания промежуточного контроля, не допускаются к итоговому контролю.


В случае не достижения слушателем положительного результата на итоговом контроле курса повышения квалификации, один раз в два месяца предоставляется возможность повторной сдачи в комиссию по проведению итогового контроля, созданную образовательной организацией профессионального развития.


Итоговая аттестация курса повышения квалификации проводится в форме итогового контрольного испытания и оценки квалификационной работы, состоящей из выполнения заданий по применению передовых педагогических методов и технологий.


При недостижении слушателем положительного результата при итоговой аттестации курса повышения квалификации один раз в два месяца предоставляется возможность повторной сдачи в комиссию по проведению итоговой аттестации, созданную образовательной организацией профессионального развития.


Итоговая аттестация преподавателей прикладных наук (музыкальная культура, изобразительное искусство и черчение, технологии) может проводиться в форме итогового контрольного экзамена и практических заданий по соответствующему предмету.


Слушателям, полностью освоившим программу курса повышения квалификации, образовательным учреждением, организующим курс, выдается электронно-генерированный документ государственного образца, подтвержденный электронной цифровой подписью (QR-код).


В целом, отныне педагоги, направленные на повышение квалификации, будут привлекаться к промежуточному контролю, итоговой аттестации и итоговому контрольному экзамену.

Для справки: В прежней системе, если слушатель курса повышения квалификации собирал определенные кредиты, предусмотренные учебным планом курса, и показывал положительный результат в установленных видах контроля, учебная программа курса считалась полностью освоенной.

Слушателю, не набравшему достаточно баллов на контроле, предоставляется возможность повторной сдачи в течение курса. Требований к квалификационной работе или выпускной работе не существовало, точнее, такая система была отменена.


В течение года будут организованы мероприятия по непрерывному профессиональному развитию


Педагоги повышают свою квалификацию не только за 5 лет, но и в течение года в рамках мероприятий по непрерывному профессиональному развитию. Мероприятия по непрерывному профессиональному развитию учителей общеобразовательных учреждений состоят из ежегодных мероприятий "День профессионального развития" и "Часы профессионального развития," организуемых между курсами повышения квалификации.


Мероприятия "День профессионального развития" и "Час профессионального развития" проводятся в течение учебного года в установленные дни недели, а также в дни каникул учащихся.
Как будут организованы мероприятия "День профессионального развития" и "Час профессионального развития"?

Некоторым категориям педагогов будет разрешено повышать квалификацию через электронную платформу


Женщины, имеющие малолетних детей в возрасте до трех лет, педагогические и специализированные работники пенсионного возраста и лица с инвалидностью могут самостоятельно повышать квалификацию через электронную платформу в соответствии с решением педагогических советов дошкольных и школьных образовательных организаций и по их заявлению.


При этом образовательная организация профессионального развития является дошкольной и школьной решения педагогических советов образовательных организаций и самостоятельной квалификации слушателя на основании заявления специалистов оформляет соответствующий приказ об увеличении.


Итоговую аттестацию слушателей, обучающихся самостоятельному повышению квалификации, проводит комиссия, созданная образовательной организацией профессионального развития организуется непосредственно. Их промежуточный контроль будет организован через электронную платформу.


Слушателям, полностью освоившим программу курса повышения квалификации в форме самообразования и получившим положительную оценку на итоговой аттестации, в установленном порядке выдается сертификат.


Сейчас трудно однозначно ответить на вопрос, не подвергается ли эта система коррупции по-прежнему. Не исключено, что после запуска новой системы прежние проблемы снова возникнут. Однако мы надеемся, что Министерство дошкольного и школьного образования приняло необходимые меры для предотвращения подобных случаев. Мы продолжим эту тему и скоро вернемся к ней.

Комментарии 7

Показать больше
Для комментирования зарегистрируйтесь!

Теги

  • Обучение

Поделиться