Плохи ли наши весы, измеряющие знания учащихся, или они хороши?
Известно, что новая система оценивания была внедрена в 500 школах, а с этого года внедрена еще в 1000 школах. Таким образом, новая система оценки внедрена в 1500 школах, что в свою очередь вызывает дискуссии.
Конечно, для оценки системы образования, качества образования, в целом знаний, получаемых учащимися, нам нужны весы. Вот эти весы сейчас есть. Теперь мы обсуждали, насколько правильно работает эта веша, насколько неправильно она работает, неисправна ли она или неисправна, все эти аспекты в подкасте "Перерыв."
В обсуждении приняли участие директор Научно-практического центра педагогического мастерства и международной оценки Дилрабо Давыдова, эксперт по вопросам образования Комил Джалилов, учительница школы No 216 Яшнабадского района города Ташкента Худойбердиева Мухайёхон и директор редакции xalqtaliminfo.uz Улугбек Пулатов.
Дилором опа, в первую очередь, если вы дадите немного понятия о системе оценки. Правда, здесь, например, я не очень углублялся, [но] Камиль-ака хорошо знает, но наблюдатели могут плохо понимать, как работает новая оценка, с какого времени она была внедрена и какие планы на будущее, а потом мы перейдем к вопросам, непосредственно.
Прежде чем говорить об оценочной системе, я хотел бы сказать, что сейчас в каждой сфере проводятся огромные реформы, и в сфере образования, в том числе и, как вы сейчас сказали, должны быть показатели, показывающие эффективность деятельности этой сферы, как и в каждой сфере. Это есть во всех сферах.
В образовании этот показатель выполняет функцию оценки. О новой системе оценки, в целом, какова функция оценки, оценки? Если он является основным показателем, то возникают вопросы, каким он должен быть. Исследования начались задолго до того, как мы внедрили эту систему оценки, и могу с уверенностью сказать, что эта система оценки не была изобретена нами.
Когда мы изучали международный опыт во всем мире, почти многие страны, почти 80-90% стран, даже более 90% стран знали, как вести такую систему оценки, и в процессе изучения этого, мы очень много изучали и не внедрили в себя систему оценки конкретной страны.
Изучив во многих аспектах зарубежный опыт, мы не ограничились очень развитой страной за рубежом. Решили внедрить это, изучив опыт развитых стран, развивающихся стран, как и таких постсоветских стран, как мы, и при локализации этой системы оценки сам процесс, как и многие исследования, изучает какое-то государство, когда ученые или специалисты сидят и работают над этим, не снижая его сверху вниз. Это было тщательно продумано, экспериментировано на примере одной школы, а затем показано на примере трех школ.
При поэтапном переходе к этому процессу в школах мы делали необходимые выводы не сразу, а на каждом этапе. Да, если у нас это не работает, то у нас это работает. Только проведя исследование и внедрив это в себя, мы делаем выводы по тому, какие элементы у нас работают или показывают результат.
Чем эта пятибалльная система отличается от пятибальной, которая действовала до сих пор и действует в некоторых школах? Главное отличие заключается в том, что у нас в оценке виды оценки по целям несколько разные, и в этой системе оценки мы используем в основном два основных типа: формативный и суммативный. И до сих пор в той же пятибалльной системе были формативные и суммативные оценки, оценки в классе и т. д. Только в пятибалльной системе у нас большое предпочтение отдается текущим оценкам, которые выставляются именно во время урока.
Я спрашиваю, на что даны предпочтения. Как я уже сказал, мы столкнулись с такой истиной, когда изучали ее на примере одной школы. Оценки детей неплохие, оценки в журнале неплохие, но если брать детей и проводить мониторинг именно по их учебным программам, если проводить мониторинг извне, результат был совсем иным.
У нас возникает вопрос: почему результаты мониторинга отличаются от результатов ребёнка в журнале? Из этого постепенно становится ясно и причина. Значит, если ребенок, получивший отличную оценку, не пойдет к репетитору, то он не сможет поступить в высшее образование. Следовательно, оценка, которую он получает в школе, ясна, не основана на критериях, и его оценка везде различна. Если проверить его знания, то повсеместно получают разные результаты.
Самое интересное, что в результате нашего наблюдения оценка, выставляемая на уроке, оценка, выставляемая одним учителем, которая является субъективным мнением, всегда мнением одного человека. Если учитель занимался не в одном, а в нескольких классах, он дает уроки, оценивает нескольких классов, несколько классов учащихся, исходя из своего субъективного личного подхода, он принимает решение, что учащийся "знает" или "не знает" по тому или иному предмету, и он оценивает его.
Не так ли в нынешней системе?
Эта система первой попытается не допустить этого субъективного мнения. Для того чтобы один учитель мог сказать "знает, не знает" учащемуся в одном классе, скажем, 40 детей, во-первых, даже лучший специалист, даже если он обладает высоким потенциалом, там могут быть и другие факторы.
Мы все были учителями, признаемся. Например, допустим, что мы ходим на урок и нам дают три класса. Я зашел на урок, оценил учеников, прошел тему и постепенно начинаю оценивать... У меня нет еще ни малейшего заключения, ни мнения о них, но среди них есть и такие, которые по своей природе очень, очень, очень, что говорят, быстро реагируют или быстро вступают в общение, поднимают руку, стараются ответить, зная или не зная, и смотрят по книге.
Кто-то знает, но молчит, есть дети разных натур. Ведь есть дети с разными способностями. Признаемся учителям, что примерно три раза, когда мы входили на урок, дети в этом классе получали оценку. Верно?
Общий вывод заключается в том, что существует недоверие к оценкам преподавателя, не так ли?
Каково мнение эксперта по вопросам образования Комила Джалилова по новой системе оценки?
Камил ака, каковы ваши общие выводы, мнения по новой системе оценки, основанной на критериях? какая у вас сейчас "картина" по новой оценке?
Прежде чем ответить на ваш вопрос, позвольте мне объяснить вам научную сторону небольшой ситуации, чтобы сделать тему более понятной. Смотрите, вот есть направление педагогики - оценка, есть наука - тестология. Скажем, во многих странах преподается в высшем образовании, по нему защищаются докторские диссертации, другие. Моя магистерская диссертация, которую я защитил, например, в Лондоне, была именно по оценке, и мы изучали оценку как отдельную дисциплину в течение двух семестров.
Поэтому, чтобы сделать эту тему понятной, я немного объясню ее научную сторону. Смотрите, существуют разные виды оценки. В зависимости от того, в чем вы его оцениваете, существует три основных типа. Это система оценки, основанная на критериях, это система оценки, основанная на нормах, и это система ипсативной оценки.
Что такое система оценки на основе нормы?
Например, скажем, вы хотите оценить, например, пятого класса? Сначала вы уточняете одну норму, то есть научную "репрезентативную выборку," как говорят на научном языке. То есть вы собираете разные группы, которые показывают этого среднего пятого класса. Например, пятиклассник, который учится в одной деревне, учится в одном городе, учится в одной школе с хорошими условиями, в одной школе с плохими условиями, в одной богатой семье, в одной бедной, словом, говорит "репрезентативный выборка," "representative sample."
Собираете их, давая им те же тесты, принимаете их показатели за норму и затем, следуя той же другой реальной оценке, сравниваете их результат с этой нормой каждый раз, когда оцениваете тех же пятых классов. Ну, насколько близко к этой норме, не близко, отклонились, не отклонились, то есть сравниваете те же результаты с этой нормой. Это оценка, основанная на норме.
Что такое критериальная оценка?
При оценке, основанной на критериях, вы ставите какие-то критерии. Так, например, должен отвечать пятероклассник на таком уровне, чтобы, например, по математике хорошо знал ту же программу пятого класса. Критерии должны отвечать на таком уровне, когда вы их устанавливаете. Вот на таком уровне он должен ответить, чтобы знать четыре. А результаты, которые вы получаете каждый раз, сравниваете по этому критерию.
Что такое ипсативная оценка?
В ипсативной оценке это часто используется для оценки детей из тех же, скажем, бедных семей в Америке, и для оценки школьной деятельности. Это сравнивается с прежним результатом того же ученика. Вы увидите, насколько он продвинулся. Например, раньше это было так, теперь это было так, то есть по сравнению с его предыдущим результатом. Следовательно, в этой тестологии существуют три различные системы оценки.
Теперь посмотрите, что и в этой пятибалльной системе она все равно основана на каких-то критериях, потому что учитель, как бы он ни был субъективен, все равно основывается на каких-то критериях, когда ставит оценку ученику. Может быть, эти критерии и не записаны, и не формализованы, но учитель, когда ставит оценку, все равно педагог, хоть в своем воображении, хоть в своей голове, все равно учился, учился, знает.
Например, пятый класс говорит, что для того, чтобы ребенок знал литературу или родной язык, скажем, на пятерку, надо знать вот эти вещи, и основывается на этом, когда ставит оценку ученику. Правда, здесь есть некоторая субъективность, но все же было бы неверно сказать, что пятибалльная система вообще не основана на критериях.
В той мере, в какой он знает, мы будем это принимать как таковое, и эти вещи должны быть открытыми данными, то есть эти вещи должны быть где-то... эти ученики, учителя, родители, это понятие "stakeholder" на английском языке, заинтересованные стороны. То есть кто здесь заинтересованные стороны? Все участники этой системы образования и их окружение: родители, ученики, учителя, руководители школы, все должны это знать. То есть они должны быть открытыми. Скажем, в нынешней внедряемой системе эти открытые вещи где-то публикуются?
На этот вопрос эксперта ответила учительница школы No 216 Яшнабадского района города Ташкента Худойбердиева Мухайёхон, в которой внедрена новая система оценки:
Да, предоставляется в пользование учителям. У учителей, например, есть те же самые требования, БСД, ЧСД, на которые ставится суммативная оценка, и каждый из этих суммативных оценок имеет свой собственный критерий оценки.
Комил Джалилов: Нет, извините, смотрите. Вот я видел демо-версию, там идут вопросы, скажем, вот это - четыре балла, вот это - полтора балла, есть три уровня этих вопросов: знание, применение, рассуждение, и каждый из них оценивается в соответствии с этим. Но, ну, например, этот ребенок решил этот вариант, из этого варианта, скажем, из 40 баллов он получил, например, 25 баллов. Это хорошо, средне или плохо? Чем это определяется? Есть ли для этого точные критерии, точные каменные весы?
Учитель: По этому, например, мы также ставим перед ребенком оценочный критерий, и потом, как будет оцениваться, родительское собрание проводится отдельно в классах, и отдельно по школе, и каждый учитель предмета должен сам знать, от какого балла до какого балла. Например, до того, как мы перешли к новой оценке, существовал [порядок] введения самой оценки 3. 56 меньше, чем 55 - 3. Теперь, когда мы перешли к новой оценке, основанной на тех же критериях, она была снижена.
Комил Джалилов: На каком основании это было снято? Вот было 56, а теперь 30. На основании чего 30? Имеется ли это определенное научное обоснование? Почему 30? Почему не 31? Почему не 35? Почему не 28?
Учитель: Мы спрашивали об этом предмете в тот момент, когда он был передан нам, мы спрашивали, почему именно 30 взято, но ведь это не приблизительно то, что можно взять. Когда они высказываются, то по новой оценке, основанной на тех же критериях, берутся те же, например, внешние контрольные, по мониторингу, то в общем случае тот же процент успеваемости наших собственных учеников оказался очень низким.
Комил Джалилов: Тогда это не будет основываться на критериях. Вот, как я уже говорил, например, возьмем конкретный предмет, скажем, литературный предмет пятого класса. Какова цель литературной науки? Скажем, научить ребенка работать с художественным текстом, верно? Например, что в нем должно быть конкретного? Критерий должен быть. Вот когда ребенок анализирует художественный текст на таком уровне, я ставлю ему 3 или 30 баллов. Если проанализировать на этом уровне, я поставлю 4. Да, вы говорите, что мы взяли и из общей картины, а по ней...
Дильрабо Давыдова: Вы делаете неправильный вывод. Можно мне высказать свое мнение здесь? Камил-ака сказал, что тестология имеет свои требования, она преподается, но высказал одну мысль: "В пятибалльной системе учитель оценивает по какому-то критерию." Какой-то? В том-то и дело, что на вопрос "каким-то" все отвечали по-своему.
Сейчас, Камиль-ака, вы не путайте шкалу со стандартным требованием. То, о чем вы говорите, - смотрите, вы нам много раз задавали этот вопрос, мы пытались вам ответить, и даже несколько раз приглашали к себе, в центр. Мы вот недавно ходили в ту же Оксфордскую организацию АКА, именно курсы по оценке, большие курсы. А что будет, когда мы проедем?
Есть стандарты. Конечно, у нас в некоторых предметах, в некоторых классах есть стандартная, в некоторых - национальная программа. Но мы сейчас делаем это стандартом для себя. Сейчас начата работа по совершенствованию стандартов. Сейчас мы работаем над этим и разработали квалификационные требования к этим стандартам, исходя из требований национальной программы.
Исходя из квалификационных требований, были разработаны те же учебные программы. Разработан календарный план. На основе календарного плана разрабатываются вопросы в соответствии с квалификационными требованиями.
Комментарии 0
Для комментирования зарегистрируйтесь!Новости
Директор, организовывавший азартные игры в школе, уволен
Теперь школы будут оснащаться путем голосования в проекте "Моя школа."
Даны официальные указания по проведению новогодних праздников в школах и детских садах
34 тысячи детей не посещают образовательные учреждения по причине инвалидности
Тематические новости
Новая система оценки не должна быть отменена...
В этой статье речь идет о новой системе оценки
Обеспечение бумагой школ, перешедших на новую оценку, будет покрываться за счет средств министерства - МНО
Отвечены на некоторые вопросы по новой системе оценки
Общественные активисты, выразившие недовольство новой системой оценки, направили обращение министру Хилоле Умаровой
Они также пообещали опубликовать ответ, направленный министерством
Редактировать комментарий